«В первый раз
тогда поняв ясно, что для всякого человека и для него впереди ничего не было,
кроме страдания, смерти и вечного забвения, он [Левин] решил, что так нельзя жить, что
надо или объяснить свою жизнь так, чтобы она не представлялась злой насмешкой какого-то
дьявола, или застрелиться.
Но
он не сделал ни того, ни другого, а продолжал жить, мыслить и чувствовать и даже
в это самое время женился и испытал много радостей и был счастлив, когда не думал
о значении своей жизни.
Что
ж это значило? Это значило, что он жил хорошо, но думал дурно.
Он
жил (не сознавая этого) теми духовными истинами, которые он всосал с молоком, а
думал не только не признавая этих истин, но старательно обходя их.
Теперь
ему ясно было, что он мог жить только благодаря тем верованиям, в которых он
был воспитан.
"Что
бы я был такое и как бы прожил свою жизнь, если б не имел этих верований, не
знал, что надо жить для бога, а не для своих нужд? Я бы грабил, лгал, убивал.
Ничего из того, что составляет главные радости моей жизни, не существовало бы
для меня". И, делая самые большие усилия воображения, он все-таки не мог
представить себе того зверского существа, которое бы был он сам, если бы не
знал того, для чего он жил.
"Я
искал ответа на мой вопрос. А ответа на мой вопрос не могла мне дать мысль, -
она несоизмерима с вопросом. Ответ мне дала сама жизнь, в моем знании того, что
хорошо и что дурно. А знание это я не приобрел ничем, но оно дано мне вместе со
всеми, дано потому, что я ниоткуда не мог взять его.
Откуда
взял я это? Разумом, что ли, дошел я до того, что надо любить ближнего и не душить
его? Мне сказали это в детстве, и я радостно поверил, потому что мне сказали
то, что было у меня в душе. А кто открыл это? Не разум. Разум открыл борьбу за
существование и закон, требующий того, чтобы душить всех, мешающих удовлетворению
моих желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому
что это неразумно".
"Да,
гордость", - сказал он себе, переваливаясь на живот и начиная завязывать узлом
стебли трав, стараясь не сломать их.
"И
не только гордость ума, а глупость ума. А главное - плутовство, именно плутовство
ума. Именно мошенничество ума", - повторил он».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение