среда, 4 мая 2016 г.

Всеволод Гаршин. Красный цветок

Всеволод Михайлович Гаршин один из замечательных русских писателей. Он пишет в духе Льва Толстого, но, как мне показалось, менее жестко. Эта небольшая книга рассказов стала для меня открытием. Возможно, в школе я читала Гаршина, но уже этого не помню. Сейчас, в любом случае, все воспринимается иначе. Двеннадцать рассказов, включая наиболее известный "Четыре дня" и "Лягушка-путешественница", - впечатлили меня своей мудростью, неторопливостью повествования и вместе с тем болью, которую автор хотел донести до читателей. Ярый гуманист, Гаршин в своих рассказах показывает людям всю грязь, которая их окружает. Сам автор страдает от этого. Он видит как прекрасен и одновременно ужасен мир, сколько в нем зла. И он верит, что только показывая это зло, с ним можно будет справиться. Его герои - простые солдаты, денщики, сумасшедший, пальма, борющаяся за свободу, проститутка, жизнь которой сложилась неблагополучно. Все они являются отражением той суровой действительности, в которой вынуждены существовать.
Иногда, начиная читать абзац, я прямо видела все глазами героев, такие живые были описания. Мне понравились все рассказы. Многие из них о войне, тяжелые и драматичные, но и волнующие, берущие за душу и заставляющие задуматься. Прошло больше ста лет, а в мире мало что изменилось. Люди по-прежнему воюют, сходят с ума, воруют и лгут. Но это не значит, что надо опускать руки. Скорее наоборот. И рассказы Гаршина нам это подтверждают.
"Но мы не остались. Нас влекла неведомая тайная сила: нет силы большей в человеческой жизни. Каждый отдельно ушел бы домой, но вся масса шла, повинуясь не дисциплине, не сознанию правоты дела, не чувству ненависти к неизвестному врагу, не страху наказания, а тому неведомому и бессознательному, что долго еще будет водить человечество на кровавую бойню - самую крупную причину всевозможных людских бед и страданий". (С. 165).

2 комментария:

  1. Рассказ Четыре дня меня просто потряс - я не могу забыть его спустя даже многих-многих лет! Человек может многое, сил у него гораздо больше, чем ему кажется!

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Ваше мнение